«Как понимать документальное кино:
Документальный фильм принципиально отличается от разных видов художественного кино (и игрового, и неигрового, например, от произведений видеоарта) тем, что в нем отсутствует постановка как посредник между реальной действительностью и представляющей ее на экране киноверсией. Документальное кино отображает саму реальность: в нем нет актеров, ролей, захватывающего сюжета, саспенса. Но это все-таки кино, поэтому в документальном фильме есть сценарий, композиционная последовательность сцен, система персонажей, ключевые образы, символы, свой киноязык. Одни режиссеры снимают динамичную, остросюжетную документалистику на злобу дня или на актуальные исторические темы, другие склонны к поэтичному размышлению о человеческой жизни и смерти, проблемах семьи, религии, исторического развития. Многие в эпоху цифрового видео снимают на черно-белую пленку.
1. Анализ киноповествования. Принципы киноповествования в документальном кино значительно отличаются от сюжетостроения в игровых картинах. И хотя повествование воплощается здесь также в словах закадрового повествователя и в построении видеоряда — планов и кадров, его структура иная. В художественном постановочном фильме, как и в литературе, можно различать повествователя и рассказчика. Повествователь — тот, кого нет с точки зрения героев, «они его не видят», и зритель никогда не видит его глазами героев, хотя тот может появляться в кадре. Рассказчик — тот, кто, даже не участвуя в действии и даже будучи незримым на экране, живет в том же самом мире, в котором живут герои. Так вот, в документальном кино нет повествователя в этом смысле. В фильме может быть авторский текст, но мы воспринимаем его как высказывание о нашем реальном мире, а значит, находимся на одном уровне с героями фильма и рассказчиком, который нередко совпадает с автором. В документальном кино практически исчезает принципиальное для фильма игрового различие между фабулой и сюжетом. Как правило, длительность и последовательность событий на экране совпадает с реальными длительностью и последовательностью событий. Разумеется, часто в документальном кино присутствует словесный рассказ о событиях, который может за несколько минут экранного времени охватить несколько лет и даже столетий. Но такой рассказ либо носит вводный и сугубо информационный характер, либо — как в теледокументалистике — сопровождается присутствием рассказчика на экране в реальном времени (что опять-таки свидетельствует о совпадении фабульного и сюжетного временных планов).
Повествовательная ткань документального фильма членится на эпизоды. Как и в игровом кино, критериями для выделения эпизода является единство места, действия и состава действующих лиц, представленных на экране. Выделять эпизоды необходимо в контексте исторического анализа фильма. С помощью эпизодного членения можно понять, как режиссер структурирует фактический материал. Например, если какие-то сцены показываются в качестве подтверждения выдвинутых ранее тезисов автора, можно ожидать, что трактовка исторического явления, представленная в фильме, может оказаться тенденциозной, когда факты интерпретируются в свете определенной идеологии.
2. Анализ сцен: точки зрения и источники фильма. Как и в случае с игровым кино, в документальном фильме показываемые люди и события увидены чьимито глазами; чаще — глазами самого художника, реже — глазами героев. Если режиссер непосредственно снимает происходящее, он дает специфическую визуальную трактовку образам, попадающим на экран. Если он пользуется кадрами кинохроники и снимает свидетелей событий, рассказывающих о них, его точка зрения и оценка событий может проявиться в выборе свидетельств: если он преследует цель выразить ту или иную идеологическую позицию, в фильме будет преобладать какая-то одна трактовка. Если же он хочет взглянуть на вещи с разных сторон, он привлекает разноречивые свидетельства. Сама структура фильма зависит от избранной позиции: режиссер может смотреть на историю с позиции современника, а может — с позиции потомка, иностранца или смехача. Выделение этой позиции — ключевой момент в понимании фильма.
3. Видеоряд и звук. Стилистическое решение в картине отражает отношение автора к изображаемым событиям. Так, современная документалистика, повествуя, например, о тоталитарных режимах ХХ в. или о недавних войнах, придерживается жесткого стиля изложения текстового материала, избирает яркие устрашающие сцены из фото и видеоархивов, кинохроник. Используются все средства воздействия на зрителя: контрастные кадры, шумовые эффекты, специфическая музыка, стиль озвучивания и произнесения текста. В кинодокументалистике, напротив, часто отсутствует весь спектр искусственных эффектов (саундтрек, закадровый текст, интервью), делается установка на представление самой реальности. Как уже упоминалось, многие режиссеры снимают на черно-белую пленку. Это, в зависимости от картины, может быть интерпретировано как стилизацию исторической реальности (кадров кинохроники), либо, напротив, как уход от цветовых соответствий самой реальности и эстетизация изображаемого мира. (Автор: А. В. Корчинский)».
Троицкий Ю. Л. Визуальные исторические источники: типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С.120–121.